Статьи

12.05.2014

Программа американской старшей школы

Старшая школа (high school) — последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс (14-18 лет). В старшей школе ученики могут самостоятельно выбирать предметы для изучения, но должны выполнить обязательный учебный план для получения аттестата о среднем образовании. Типичный учебный план американской частной школы выглядит следующим образом:

  • 3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
  • 3 года математики (математика в старших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в мат анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
  • 4 года литературы;
  • 2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
  • 1—2 года физкультуры.

Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2—4 года иностранного языка. Большинство известных вузов в правилах приема четко указывают требования к предметам, которые должен пройти в школе будущий абитуриент.

Для получения диплома учащиеся должны набрать 57 кредитов с 9 по 12 класс. За каждый годовой курс по одному предмету дается 3 кредита (по 1 кредиту за триместр). Из 57 кредитов 42 – по обязательным предметам из шести групп. Остальные 15 кредитов студент получает за изучение предметов по выбору.

  • Английский язык – 12 кредитов (по 3 кредита за год)
  • Математика – 9 кредитов
  • Иностранные языки – 6 кредитов
  • Центр предпринимательства и глобальный исследований – 6 кредитов
  • Естественные науки – 6 кредитов
  • Изобразительное и исполнительское искусство – 3 кредита


Ученики, достигающие высоких академических результатов, могут выбирать курсы повышенной сложности (AP courses) - более сложные и интенсивные программы. AP courses предполагают обучение предмету на уровне колледжей и университетов, что в дальнейшем способствует успешному поступлению в высшие учебные заведения.

Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:

  • дополнительные науки (статистика, информатика);
  • иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, русский, латынь и греческий);
  • изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
  • исполнительское искусство (театр, оркестр, танец);
  • компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
  • издательское дело (журналистика, редактирование ежегодного журнала);
  • труд (столярничество, ремонт автомобилей).

Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка, F — неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на балл, то есть A считается за 5, и так далее.

Ученик 11-12 класса имеет возможность выбрать один или несколько предметов повышенной сложности (Advanced Placement - AP). В старшей школе школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам по предметам, изучаемым на продвинутом уровне (Advanced Placement) или выбрать программу Международного Бакалавриата (IB), если она предлагается школой. Большинство вузов засчитывает балл, полученный на экзаменах по AP предметам, как начальный курс по соответствующему предмету.

Программа повышенной сложности (The Advanced Placement (AP) program), разработанная советом колледжей (College Board) для США и Канады в 1955 г., включает 34 предмета, которые преподаются на более высоком уровне, соответствующем начальным курсам вуза. Преимущество состоит в том, что большинство вузов США, Канады, Великобритании и еще 55 стран учитывают экзаменационные оценки за эти предметы при поступлении в вуз: кредит за этот предмет засчитывается студенту вуза, либо студент получает приоритет при приеме в вуз.

Многие школы стараются предлагать предметы по программе повышенной сложности (Advanced Placement), т.к. этим они привлекают серьезных, целеустремленных студентов, которые хотят заранее подготовиться к обучению в престижном вузе и получить существенные преимущества при поступлении. Кроме того, программа дает возможность студентам изучать действительно те предметы, которые их больше всего интересуют, например, «Латинский язык и творчество Вергилия» или «Электричество и магнетизм». Чем выше академический уровень школы, тем больше предметов повышенной сложности она предлагает.

Каждая школа является самостоятельной образовательной единицей со своей администрацией и преподавательским составом. Американские частные-школы пансионы, как правило, представляют собой отдельную территорию с учебными корпусами и резиденциями. Они имеют хорошее оснащение: оборудованные спортзалы, бассейны, лаборатории, катки, мастерские и компьютеризированные библиотеки. Большие светлые классы оснащены современной аудио- и видео-техникой, интерактивными досками (Smart Board).

Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. В течение года дети возвращаются домой на рождественские, пасхальные и летние каникулы.

Большое внимание уделяется физическому развитию детей. В начальной и средней школе регулярно проводятся уроки физкультуры, у учащихся есть возможность заниматься различными видами спорта: баскетболом, плаваньем, гольфом, теннисом и т.д. По всем видам спорта проводятся соревнования как между школами, так и между городами и регионами.

Программы обучения в современных школах США направлены на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка. Основой обучения является развитие познавательной деятельности ученика. Школа служит базой для получения знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии.

Главными ценностями, которые воспитывает американская школа, являются независимость, ответственность, самодисциплина, инициативность, готовность к самостоятельному решению поставленных задач. Акцент делается на развитие индивидуальных психологических и академических способностей ребенка. Всё обучение в школе направлено на развитие креативности и самостоятельности мышления.

Возврат к списку статей